Согласно законодательству, бухгалтерский учет постоянным (непрерывным) образом ведется с момента «рождения» предприятия до дня его «смерти».
Ведение бухгалтерии интересует руководителя предприятия (уполномоченного лица), который обязан обеспечить его выполнение, создать необходимые комфортные условия. Орган или должностное лицо устанавливается в зависимости от выбранной формы собственности и регистрационных документов. Оно несет полную ответственность за организационные вопросы, обеспечивает фиксирование фактов всех осуществляемых операций, сохранность первички и регистрационных документов, отчетности в течение сроков, предусмотренных законами и нормативными правилами.
Ведение бухгалтерии определяется формой организации предприятия и может быть:
Введение должности главного бухгалтера штатным расписанием, либо создание целой бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером;
Предпочтение отдается услугам внешних компетентных специалистов данной сферы (лиц, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели);
Ведение бухучета фирмой аудиторской специализации;
Самостоятельный учет, составление отчетности и ее подача непосредственно собственником. Но это невозможно на тех предприятиях, обязанность которой заключается в публичности.
Предприятие наделено правом лично выбирать:
- текст приказа об учетной политике;
- форму организационного ведения бухучета (перечень вероятных регистраций документооборота, учетных регистров, способы обобщения информации) К примеру, Учетную книгу можно вообще отказаться вести;
- учет форм отчетности и систему наблюдения за проходящими хозяйственными операциями;
- право на первоочередное подписание работниками предприятия финансовых документов;
- вести отдельный балансовый учет филиалов и представительств, подразделений, с последующим внесением их показателей в общий финансовый свод предприятия.
Ведение бухгалтерии и обязанности главбуха:
Обеспечение единых принципов учета;
Заполнение, сдача отчетности по формам и срокам, установленным законом;
Обязанность постоянного контроля над отражением всех без исключения операций;
Оформление соответствующих документов по возможным недостачам и порчей;
Проверка правильности учета в подконтрольных представительствах и филиалах;
Может входить в состав ликвидационной комиссии.
Иными словами,
ведение бухгалтерии является сложным процессом, требующим профессионального владения законодательной базой.