Во Владивостоке не могут решить, что делать с радиоактивными японскими машинами
В период с 1 по 14 апреля сотрудники Владивостокской таможни выявили 49
объектов — 47 легковых и грузовых автомобилей, погрузчик и кузов — с
повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного
радиационного фона. Все эти объекты находятся на территории
Владивостокского морского торгового порта. А Роспотребнадзор, который
должен сказать, что делать с ними теперь, никак не может принять
решение.
Каждая прибывшая из Японии машина проходит проверку на
уровень радиации трижды. При выезде с судна ее встречает система
радиационного контроля "Янтарь". Далее машину проверяют на складе
временного хранения и после оформления на выезде с территории
Владивостокского морского торгового порта. Более того — у каждого
работающего в порту таможенника есть переносной дозиметр — для
дополнительной проверки.
При выявлении объектов с повышенным
уровнем ионизирующих излучений таможенники изолируют их и маркируют
предупредительными знаками. Проводят дополнительные измерения. Затем
передают информацию Роспотребнадзору. Он должен принять решение — что
делать с обнаруженными радиоактивными объектами.
По словам
начальника отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными
материалами Владивостокской таможни Александра Помыканова, радиационный
фон на территории Владивостокского морского торгового порта составляет
примерно 0,05-0,08 микрозиверта в час. А уровень излучения от указанных
49 объектов превышает этот уровень в среднем в 4 раза, а порой и в 8
раз. Наибольшая опасность сосредоточена на поверхности кузова, арках
колес, бампере. На месте водителя показатели намного меньше.
Директор
по производству Владивостокского морского торгового порта Сергей
Лопунов говорит: те, кому приходится иметь дело со всеми прибывающими из
Японии машинами, — перегонщики — все равно опасаются.
Корреспондент
VL.ru наблюдал за очередной проверкой прибывшего в начале апреля из
Японии погрузчика. Радиационный фон на расстоянии метра от него
составляет 0,06 микрозиверта в час. А на поверхности кузова он достигает
0,15, местами — 0,3 микрозиверта в час. Погрузчик покрыт пленкой,
обмотан скотчем, огорожен и промаркирован предупредительным знаком,
информирующем об исходящей от него радиационной опасности.
Остальные авто с повышенным уровнем ионизирующих излучений тоже "под арестом": за забором и с табличками.
По
словам Сергея Лопунова, сотрудники Роспотребнадзора, которые должны
решить их судьбу, приехали, провели исследования и уехали. И не спешат
говорить, что делать с этими машинами: отправлять обратно в Японию или
оформлять и оставлять в России. В связи с чем руководство
Владивостокского морского торгового порта уже обратилось в транспортную
прокуратуру и собирается обратится в прокуратуру Приморского края.
"Каждый
день во Владивостокский морской торговый порт приходит 1-2 судна с
минимум 300 машинами на борту. И пока Роспотребнадзор не решит, что
делать с радиоактивными объектами, прибывающими из Японии, последние
просто будут скапливаться на территории Владивостокского морского
торгового порта, представляя угрозу и мешая обычной работе", — добавил
Сергей Лопунов.