Самое яркое во всех смыслах и самое «европейское» изменение: ездить
круглосуточно с ближним светом фар, причем отныне не только по трассам
(так в России принято с 2006 года), но и в населенных пунктах. Это
помогает явственнее обозначить автомобиль — и снизить вероятность
аварии. Интересно, что первыми в далеком 1972 году включать ближний свет
зимой предложили финны, а через пять лет «днем с огнем» стали ездить в
Швеции.
Заменой включенным фарам в светлое время суток могут служить так
называемые дневные ходовые огни, которые все чаще появляются на новых
европейских моделях, или габаритные огни вместе с противотуманными
фарами. Штраф за нарушение правил пользования световыми приборами — 100
рублей. Кстати, противотуманные фары отдельно от основных в условиях
недостаточной видимости использовать теперь запрещено — за это
полагается тот же сторублевый штраф. Еще одна поправка могла бы стать не менее судьбоносной, но...
В Европе уже около полувека приоритет на кольцевых развязках имеет
тот, кто уже движется по кругу. Почему? Все просто: это превращает
«круг» в саморегулирующийся перекресток, который гарантированно будет
пропускать через себя автомобили в любой час пик. Ведь если проезжать
«кольцо» согласно «правилу правой руки», то есть уступать дорогу помехе
справа, то при плотном движении круг немедленно встанет намертво.
Вопрос с особым статусом кольцевой развязки решается просто и без
всяких светофоров — достаточно по соседству с синим предписывающим
знаком «Круговое движение» повесить перевернутый треугольник «Уступите
дорогу» или восьмигранник «STOP». Именно так оборудованы все «круги» в
Европе. Были такие круговые перекрестки и в СССР, есть они и сейчас —
причем их становится все больше. Но единообразия нет!
И вот появляется поправка к пункту 13.9 — о том, что... знаки
«Уступите дорогу» или «STOP» вкупе с синим кругляшом «Круговое движение»
обязывают подъезжающего водителя уступить дорогу тем, кто уже на круге.
Зачем прописывать очевидное? Фактических изменений — ноль, особенно с
учетом того, что в ГИБДД лишь обещают «постепенно» оборудовать знаками
приоритета все кольцевые развязки. А пока в России действует двойной
стандарт: если вы въехали на «кольцо», перед которым синий кругляш с
белыми стрелками висит в гордом одиночестве, то на круге должны
тормозить и пропускать «помеху справа». Будьте внимательны! Не несет радикальных новшеств и поправка относительно проезда
пешеходных переходов — она лишь уточняет, что пропускать нужно даже того
пешехода, который только вступил на «зебру» хотя бы одной ногой.
Наказание за нарушение этого правила прежнее — штраф от 800 до 1000
рублей, а поправка поможет инспектору ДПС оформлять протокол: ведь
многие пешеходы привыкли стоять в ожидании воспитанного водителя не на
тротуаре, а на проезжей части. Интересно, что первоначально в поправке
фигурировало «намерение пешехода пересечь проезжую часть», но в ГИБДД
разумно решили, что настоящих экстрасенсов, способных предугадывать
действия людей на тротуаре, за рулем немного.
Стоит запомнить новую трактовку понятия «обгон» — теперь это только
маневр с выездом на встречную полосу. Все остальное считается
«опережением». Кстати, отныне вне зависимости от разметки обгон запрещен
на мостах, путепроводах, тоннелях и эстакадах — даже с прерывистой
осевой линией или в отсутствие таковой.
А что с разрешением выезда на «встречку» для обгона медленного
транспорта? Согласно официальному комментарию ГИБДД, оно действует
только в одном случае: если под знаком запрета обгона вы уперлись в
тихохода с соответствующей табличкой на корме (это красный треугольник с
желтой рамкой), а линия разметки прерывистая или ее нет вовсе. Но
сплошную разделительную линию пересекать нельзя даже в этом случае! И,
конечно, если на тракторе нет таблички о его тихоходности, то об обгоне
тоже речи нет — нужно плестись до окончания зоны действия знака.
В ГИБДД говорят, что поправка введена в основном для удобства
водителей на сельских дорогах, где много тракторов и сельхозтехники. Но
часто ли вы видели на них знаки «Тихоходное транспортное средство»?
Причем согласно Правилам водители транспортных средств, двигающихся
медленнее 30 км/ч или перевозящих крупногабаритный груз, сами должны
съезжать на обочину и пропускать более быстрые автомобили. Слышите,
механизаторы широкого профиля и водители фур?
| |
Наконец-то в Правилах появился термин «Препятствие», означающий
«неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное
транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и
т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе». Естественно,
остановившийся автобус или просто затор к препятствиям не относятся. Но и
сломавшийся грузовик или крупную яму в асфальте объезжать по встречной
полосе через сплошную линию по-прежнему запрещено. Правда, в наказание
за это инспектор не отберет права, а только выпишет штраф от одной до
полутора тысяч рублей.
А как объехать «препятствие» законно? Только дождавшись приезда
инспекторов, которые огородят баррикаду и разрешат двигаться по полосе
встречного движения.
Кстати, теперь есть законная альтернатива лишению прав на срок от
четырех до шести месяцев за езду по встречной полосе: пятитысячный штраф
— но только если нарушение сфотографировала система автоматической
видеофиксации или водитель поехал «против шерсти» по улице с
односторонним движением. Сейчас это одна из любимых «кормушек»
инспекторов, особенно в центрах крупных городов с узкими переулками.
Со ста до трехсот рублей подрос штраф за несоблюдение требований
знаков и разметки, но неправильный поворот налево или разворот
существенно дороже — от 1000 до 1500 рублей. Столько же раньше «стоила»
хамская езда по встречным трамвайным путям, а теперь за подобное
придется расстаться с правами на срок от четырех месяцев до полугода.
Что еще?
С 20 ноября запрещено ставить на автомобиль шипованные и
нешипованные шины в любой комбинации — раньше это требование
распространялось только на одну ось автомобиля. Требование справедливое:
в той или иной мере опасна любая разношинница, а в гололед особенно.
Правда, штраф за такое нарушение — всего 100 рублей.
В Правилах прописали приоритет дорожных знаков перед разметкой,
утвержденный в России еще прошлым летом. Правда, если разметка
временная, то важнее уже она. При этом с двух сторон дороги должны
стоять и временные дорожные знаки.
Пострадавшим в аварии свидетели должны теперь оказывать не
доврачебную медицинскую, а первую помощь: вытащить человека из разбитого
или горящего автомобиля, сделать искусственное дыхание или наложить
жгут. И никаких лекарств!
Вроде бы нагляднее станут и светофоры: вместо нынешних черных
контурных стрелок должны появиться цветные стрелки на черном фоне. Но
когда удастся переделать все светофоры в стране? Надо полагать, не
раньше чем оснастят знаками приоритета все круговые развязки.
Источник: http://autoreview.ru |